Маркетинговая информационная система

Маркетинговой информационной системой (МИС) называют систему, содержащую комплекс процедур и методов, предназначенный для сбора, обработки и анализа информации, необходимой для поддержки или принятия маркетинговых решений. Современные маркетинговые системы должны хранить большой объем информации. Для этой цели применяют встроенные или внешние базы данных. База данных маркетинговой информационной системы должна содержать информацию: о размещении объектов; о транспортных потоках и сетях перемещения товара или продукта; о финансовом положении клиента или посредника; о конкурентах их сфере деятельности; о структуре рынка и размещении потенциальных потребителей; о динамике спроса и предложения; о состоянии курсов валют и др. Можно свести эти параметры к трем группам характеристик: "время", "место", ценность ("тема"). Кроме базы данных для обработки и анализа, данных маркетинговая информационная система должна содержать банк моделей и банк методов статистических исследований. Банк методов статистических исследований - совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках подборки данных и установить степень их статистической надежности. Банк моделей - набор экономике - математических моделей, способствующих принятию более оптимальных маркетинговых решений. МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб, принимающих соответствующие решения. Данные из внешних источников получаются на основе проведения маркетинговой разведки и маркетинговых исследований. Маркетинговая разведка - сбор текущей информации на основе использования разнообразных процедур и источников информации об изменении внешней среды маркетинга. Она необходима как для разработки, так и корректировки маркетинговых планов. Маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой разведки предполагают тематический сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми столкнулось предприятие. В МИС входит подсистема поддержки маркетинговых решений, в которой с помощью определенных методов (например, моделей корреляционного анализа, расчета точки безубыточности) на основе созданной базы маркетинговых данных осуществляется доступ к информации, необходимой руководителям для принятия решений, а также ее анализ в заданном направлении. В подсистему поддержки маркетинговых решений может входить набор процедур и логических алгоритмов, основанных на опыте экспертов и называемых экспертными системами. Современные экспертные системы способны давать советы в таких различных областях знаний, как диагностика заболеваний, геологоразведка, уплата подоходного налога, проблемы маркетинга. В каждой из этих областей приходится иметь дело с информацией, которая не отличается строгостью, чрезвычайно сложна, что затрудняет использование обычного программного обеспечения; однако экспертные системы справляются с ней зачастую лучше чисто формализованных систем. Знания, используемые в каждой такой системе, были получены от специалистов данной области в виде правил, обычно многих из сотен, которые в совокупности создают "базу знаний" компьютера. Экспертная система состоит из базы знаний и механизма "вывода" - программы, которая способна находить логические следствия из всей совокупности имеющихся в системе правил. Действуя в соответствии с заложенными в базе знаний правилами, компьютер запрашивает у пользователя необходимую информацию, а затем сообщает свои выводы и рекомендации. Таким образом, этот тип информационной системы, работающей с пространственно локализованными данными, также включает три группы данных: "место", "время", "тема". МИС включает не только базы данных, для хранения информации, но и базы данных обрабатывающих программ, банк моделей. Особенностью этих систем является то, что они могут рассматриваться как системы поддержки принятия решений. Это обусловлено их спецификой, поскольку одной из типовых задач маркетинговых исследований является подготовка набора альтернатив для принятия решений в зависимости от возможной ситуации. Кроме того, особенностью этих систем является решение прогнозных задач. В свою очередь, решение прогнозных задач требует проведения исследований не только объекта управления, но и среды, в которой он находится. Необходимость прогнозирования требует построения моделей объекта исследования и внешней среды.